top of page

Острова Известий ЦИК - 4K4I (AS-086) и о. Диксон - 4K4A/A (AS-005)

30.06-07.07.1991 г.

Воспоминания Георгия UY5XE

  Популярность диплома IOТА вдохновляет многих радиолюбителей на организацию экспедиций на острова, имеющие "номера" в программе этого диплома.

   Вот и мы, в прошлом году представив впервые в эфире о. Моржовец, незамедлительно приняли решение о проведении еще одной экспедиции. Проанализировали карту Заполярья, свои финансовые возможности и решили посетить две группы островов - Известий ЦИК и Арктического института, которым перед нашим выездом были присвоены соответствующие "номера".

   Костяк команды остался прежним: харьковчане Виктор Русинов (UB5LGM), Юрий Анищенко (UY5OO), наш прекрасный повар-любитель Анатолий Зайцев (RB5LT) и автор этих строк. По объективным причинам в экспедиции не смогли принять участие луганец Игорь Купершмидт (UB5EC), москвичи Борис Степанов (UW3AX) и Геннадий Шульгин (UZ3AU). Оставшись дома, они сделали все от них зависящее для осуществления нашего совместного мероприятия. Вместо выбывших членов команды ее пополнили Юрий Авдеев (UB5MZ) из Луганска и Юрий Балтин (YL2DX) из Риги.

 

   Основными нашими спонсорами стали малое предприятие "Автотех" и производственно-техническое объединение радиолюбителей (руководитель - UB5EC) из Луганска, а также журнал "Радио" во главе с его главным редактором Анатолием Владимировичем Гороховским.

Слева направо: Юра (YL2DX), Георгий (UY5XE), Виктор, Юрий (RB5MZ, позже - UX0MZ, ныне - S.K.) и Юрий (UY5OO)

 К назначенному сроку все собрались в Москве в нашем штабе-лаборатории журнала "Радио" у UZ3AU. Не обошлось без волнений. Мой поезд, к примеру, опоздал в Москву на 17 часов, и только за б часов до отлета экспедиции к нам присоединился UB5MZ - основной держатель наших денежных средств. Неоценимую помощь при транспортировке около 300 килограммов груза оказал москвич Дамир Хайретдинов (UA3ABW).

   Но вот сборы позади, и утром 28 июля авиалайнер ИЛ-86 с экспедицией на борту приземляется в аэропорту Норильска. Буквально через несколько часов нам и здесь улыбается удача - стартуем на о. Диксон, "оседлав" на этот раз ЯК-40. Проблему с билетами (как, впрочем, и многие другие проблемы впоследствии) успешно решил UB5MZ, вернее принадлежащий ему фотоаппарат "Polaroid", с помощью которого на ходу делались и тут же вручались моментальные цветные снимки людям, от которых зависела наша судьба...

   На Диксоне первым делом зашли в региональное управление Гидромета, где нам подтвердили ранее полученное разрешение на посещение принадлежащей этому ведомству полярной станции на островах Известий ЦИК.

   В разговоре с заместителем начальника Диксонского управления Гидромета Анатолием Петровичем Липьяненным выяснилось, что на "полярке" работают всего три сотрудника. Пять вакансий в штатном расписании некем заполнить. Нет механика, за радистов выходят в эфир геофизики и т.д. На острове познакомились и с директором малого госпредприятия "Прима" Арктического и Антарктического НИИ Владимиром Васильевичем Барановым. Он тоже сетовал на отсутствие среди полярников станции на Северной Земле квалифицированного радиста. И это при среднем заработке 1200 - 1500 руб., бесплатном питании и обмундировании. В качестве радиста Баранов готов взять именно коротковолновика, так как по опыту совместной работы в Заполярье с Михаилом Фокиным (UA1AFM) знает о достоинствах и преимуществах настоящего радиолюбителя.

   Побывали мы и в коммерческом отделе Диксонского авиапредприятия. Здешние специалисты вертолетами МИ-8 производят разгрузку судов, могут доставлять пассажиров и грузы в любую точку западного сектора Арктики, включая Северную Землю и Землю Франца Иосифа. Пилоты вертолетов не раз летали на Северный полюс, сопровождая атомоход "Сибирь", десантировали на полюс экспедицию Д. Шпаро, принимали участие в эвакуации станции СП-27, работали в канадском секторе Арктики.

   Мы быстро обо всем договорились с замначальника отдела авиапредприятия Андреем Ивановичем Зинченко. Хотя, если быть откровенным, наша экспедиция именно на этом этапе могла потерпеть фиаско. Дело в том, что, прилетев на Диксон, мы имели на чековой книжке 5 тысяч рублей, по опыту прошлых экспедиций считая эту сумму достаточной для фрахтовки вертолета. Выяснилось, однако, что цены подскочили и что за два рейса (туда и обратно) теперь необходимо платить 12 тысяч. В конце концов решили и эту проблему. Скорее всего на руководство авиапредприятия подействовала не совсем обычная для нормального восприятия цель нашей экспедиции - лететь в такую даль за счет своего личного времени всего лишь для того, чтобы поработать в эфире?! Возможно, сыграло свою роль и то, что на Диксонском авиапредприятии старшим бортрадистом работает уважаемый всеми коротковолновик Петр Костров (4K4BEU), а наземным радистом - Александр Малыгин (4К4АВ). Кстати, сын Александра - Владимир (4K2BDU) сейчас находится на Земле Франца Иосифа. Эти обстоятельства плюс особое отношение людей друг к другу в Заполярье оказали решающее влияние на судьбу экспедиции. Нас "присоседили" к основному в тот день заказчику вертолета, и наших средств, таким образом, оказалось вполне достаточно...

Все, кто имеет намерение предпринимать впредь подобные экспедиции, должны иметь в виду следующее: к концу июля, когда открывается в тех районах "чистая" вода, стоимость фрахтовки вертолета возрастает вдвое, так как для безопасности полетов над открытыми водными пространствами летательные аппараты отправляются в рейс парами.

   ...Большая часть следующего дня ушла на проверку аппаратуры. Работая 4K4A/A(AS-05), провели около 500 связей, затем дозакупили продукты. Для этого пришлось прибегнуть к палочке-выручалочке - безотказному "Polaroid'y". Без него пришлось бы туго, ведь знакомая всем купонно-карточная система распределения продуктов не обошла и Диксон. Завершили день традиционной парилкой в местной бане...

   Утро 30-го для нашей команды началось с больших волнений. За час до вылета экспедиции у Юры Авдеева появились резкие боли в правом боку. После осмотра в местном медпункте был установлен диагноз - аппендицит. Не прошло и 30 минут, как Юра санрейсом был отправлен в порт Диксон, где его тут же определили в больничный стационар. Мы же, передав товарища на попечение врачей, впятером вылетели на острова Известий ЦИК. (На наше счастье, у Юры все обошлось: хорошая парная накануне и традиционный ритуал "после баньки", плюс специфическая местная вода благотворно подействовали на его организм).

   ...Через час, пролетая над островами Арктического института, включили бортовой приемник УС-9 и услышали родной эфир, заполненный станциями. Не удержались от соблазна и (да простит нас ГИЭ) дали "CQ 4К4А/АМ" со "старушки" РСБ-70. Сразу позвал UA3AAJ и дал рапорт - 558. Все в вертолете вибрировало, и наш сигнал чудовищно "плавал". То же происходило с сигналом корреспондента. Стало понятно, почему вертолетчики даже на суше любую жидкость, по привычке, наливают лишь до половины стакана...За 5 минут проведя 6 QSO, включили на фиксированной частоте 14020 радиостанцию "Ядро", и тут же нас позвал Виктор (UV1АА) - на этот раз с рапортом 599. Проведя за 3 минуты еще 4 связи, выключили радиостанцию... Таким образом мы отметили свой пролет над островами Арктического института (AS-87), посетить которые планировали на обратном пути.

   Еще через 40 минут пути наконец-то увидели острова Известий ЦИК и на одном из них (Тройном) - домики полярной станции. Произведя выгрузку, перенесли свой багаж в центральное здание "полярки", где познакомились с ее обитателями. Начальник станции Николай Павлов работает на ней уже 5 лет, а вот молодая супружеская пара Корсуновых - геофизик Вера и гидрометеоролог Владимир - проводила свою первую зимовку. Все трое по совместительству выполняли обязанности радистов, повара, механика, других специалистов, обеспечивающих жизнедеятельность станции...

   Получив в свое распоряжение две комнаты, наша экспедиция начала оборудовать "SHACK". Быстро установив IC-720, PA на ГУ-74Б и IV, через 1,5 часа дали "CQ 4K4I" на частоте IOТА - 14260. Нам тут же ответил GM3ITN. Едва начали обрабатывать pile-up, как сразу же почувствовали, что нас ждут. На частоте дежурили фанаты-иотовцы I1HYW, F9RM. I2YDX, OH2QQ, G3KMA и десятки других. За первые два часа провели 190 связей. Работали попеременно телефоном и телеграфом. Одновременно разворачивали 6-элементные YAGI на 20 и 15м конструкции UY5ОО. Правда, наш пыл слегка охладил дежурный оператор "полярки" - заглянул на "огонек" и сообщил, что самописец, который фиксирует принимаемый на частоте 32 МГц с Полюса мира (Полярная звезда) уровень космического шума, "забивается" помехой от нашего сигнала. Обследовав все домики полярной станции, решили обрудовать вторую рабочую позицию в бане. Установили там старенький трансивер SWAN-350 и РА на трех ГУ-50, которые привез с собой из Москвы YL2DX, а также сделанный на ходу из подручных средств широкополосный GP. Через несколько часов у баньки стояла и YAGI на 15 м. Однако к тому времени (около 13 GMT) эфир начал "затухать". Пошли проконсультироваться к полярникам и услышали от них, что это обычное для Арктики состояние и что если показания самописца резко пошли "вниз", то это может продолжаться от одного до трех дней. Так оно и вышло, причем нам выпал самый худший вариант - за последующие 4 дня еле-еле провели 700 QSO. Прохождение было "вспышечное". Каждая вспышка длилась от 5 до 30 минут.

   2 августа окольным путем по эфиру получили сообщение, что UB5MZ выписался из больницы, здоров и "прорывается" к нам. 5-го, днем, сквозь пелену плотного тумана нам на голову "свалился" вертолет, из которого высадился счастливый Юра. А за десять минут до этого радостного события 4K4BEU, услышав нас в эфире, передал с борта вертолета, чтобы мы включили средневолновый приводкой маяк (вот вам яркий пример еще одного преимущества радиолюбительства в экстремальных ситуациях). Понятной была наша радость - команда вновь в полном составе...

   В дни практического безмолвия, чем могли, помогали гостеприимным хозяевам - отремонтировали магнитофон и телевизор, сделали профилактику TV-антенне, да и свою основную антенну на 20 м с аппаратурой перенесли подальше от помех - в баню. Полярный день не позволял спать больше 3-4 часов в сутки, что, как ни странно, никоим образом не сказывалось на нашем самочувствии. Спать ложились, как правило, в 23.00 GMT (06.00 по местному) и весь распорядок дня вели по привычному для эфира отсчету времени. Это, конечно, не касалось дежурного оператора в "SHACK". В свободные от вахты в эфире часы члены команды собирались в кают-компании, читали (на станции прекрасная библиотека), смотрели через "Орбиту" программу TV, вели обычные для полярников долгие задушевные беседы. Несколько раз пытались поохотиться на гусей, но без успеха. Хозяева специально для нас растапливали баньку, чем доставляли неописуемое удовольствие...

   Володя Корсунов сообщил, что на острове Визе (AS-55) работает коротковолновик Александр Петров из Казахстана. При первой же возможности во время его вахты провели по служебному каналу на средних волнах связь и выяснили, что Саша имеет позывной - UL7BEO, не поленился - захватил с собой трансивер UW3DI и ожидает лицензию на работу в эфире. Напомнили ему об интересе коротковолновиков мира к острову Визе, договорились поддерживать контакты.

...С приездом Юры открылась "двадцадка". За трансивер сел UB5MZ, в буквальном смысле выстрадавший это право. А в перерывах он, механик по образованию, оказал посильную помощь полярникам - помог отремонтировать и запустить необходимые в преддверии навигации два трактора, провел профилактический осмотр резервного генератора и "Бурана", а по "вечерам" (точнее - по "ночам") "крутил" для нас на выбор фильмы из фонда станции.

   Последующие два дня пролетели быстро. Проводили, в среднем, по 1000 связей в сутки. 7-го, днем, снова начали "закрываться" диапазоны. Ничего не оставалось, как начать демонтаж аппаратуры, антенн и готовиться к испытаниям легкого походного варианта для кратковременного десанта на острова Арктического института - трансивер IC-720 с питанием от аккумулятора и антенны IV и YAGI на 20 м. В дополнение к этому вертолет должен был доставить аккумулятор емкостью 100 А/час...

   Провожать нас вышел весь персонал станции. В "церемониале" с видимым удовольствием приняли участие собака Шурик и два симпатичных кота. О Шурике - отдельный сказ. Немногие из тех, кто о зимовках в условиях Заполярья знают лишь понаслышке, представляют, какое значение придают полярники наличию на станции собаки. До прошлого лета у наших хозяев на островах Известий ЦИК было три четвероногих друга. Увы, две лайки пропали, их унесло в океан на оторвавшейся от припая льдине. (Кстати, во время нашего пребывания на острове толщина льда у берега была 1,7м, кое-где, правда, начинали появляться полыньи, из которых выглядывали усатые мордашки - так удовлетворяли свое ненасытное любопытство нерпы). ..Остался у полярников один Шурик.

   Однажды мы были разбужены звуками, характерными скорее для деревни где-нибудь в средней полосе России, чем для Крайнего Севера. Если бы в тот момент еще и петух пропел, никто бы, пожалуй, не удивился. Выглянув в окошко, мы увидели неподалеку от станции белого медведя, вокруг которого, заливаясь звонким лаем, волчком кружила собака. Мишка убрался восвояси после предупредительного выстрела из ракетницы.

   Па рассказам полярников, встречи белых медведей с людьми на полярных станциях иногда оканчиваются плачевно. Как для людей, так и для животных. И всем нам стало понятно, почему Шурик всегда или сидит у всех на виду, или сопровождает по личной, так сказать, инициативе всякого выходящего на улицу обитателя домика - предупреждает, что вблизи медведь не затаился, можно спокойно заниматься делами.

   Жаль было расставаться с новыми друзьями, но, увы, пришлось. Взлетев, сразу же включили "Усик", но "прохождение" отсутсвовало напрочь. Подлетели к островам Арктического института - эффект тот же. Настроение у всех сразу упало. Надо же - нас ждут в эфире, погода самая что ни на есть летная, а самое главное условие для высадки отсутсвует. Делать нечего - сделав облет островов, взяли курс на Диксон.

   Там, имея в запасе 10 часов времени до вылета в Норильск, подвели итоги работы 4K4I. Итак, что же мы имеем? 2756 QSO с коротковолновиками 86 стран по списку DXCC. Больше всего связей, не считая СССР, - с итальянцами, немцами и, конечно, с коротковолновиками США. Самыми "трудными" и малочисленными оказались корреспонденты Африки и Южной Америки.

   Улетали домой с твердой уверенностью, что в будущем все-таки "распечатаем" острова Арктического института и другие "белые пятна" на радиолюбительской карте Заполярья. Особую признательность хочется выразить нашим постоянным корреспондентам-землякам - Игорю Зельдину (UB5LCV), операторам UB4WZA Мирославу Лупию и Игорю Харачко, которые постоянно информировали наших родственников и знакомых о самочувствии и настроении членов команды. Спасибо всем нашим корреспондентам за поддержку. Благодарим всех, кто помог организовать и провести эту экспедицию.

   P.S. Дома, работая над отчетом, получил письмо и был приятно удивлен. С нами сработал HEDLEY (GQBBV), который, сообщил, что uмeннo eгo oтец-aнглuйcкий нa6людameль GEOFFWATTS(BRS3129), в I960 году предложил программу дипломов "IOТА".

bottom of page