Спитак, Армения - 1989
Воспоминания Леонида US3LX
Добрый день, друзья!
Выбрал время написать несколько слов о Викторе.
Мы познакомились в 1988-ом году: я в то время был студентом 5-го курса ХГУ, а Виктор, вернувшись из Индии, преподавал там русский язык иностранцам. Дома у него в то время антенн не было и он пришел к нам на UB4LWC со своим ICOMом (IС-720)с условием: работать, но на ночь аппарат прятать в сейф. Понятное дело, что с нашей тогдашней "Волной" ICOM в сравнение не шел и мы с радостью согласились - быстренько достали сейф, Витя соорудил согласующее устройство из подручных материалов и пошла работа. На пару лет коллективка стала вторым домом для ICOMа и, в какой-то степени, для его хозяина.
В декабре 88-го Витя поднялся на станцию с круглыми глазами и перекошенным лицом: "Вы слышали, что случилось в Армении? Сколько народу погибло, надо участвовать, помогать!" Мы к тому времени уже слушали аварийные частоты, однако об активной работе в аварийной сети речь не шла. С появлением Виктора в тот день ситуация резко изменилась: мы включились в сеть, составили график дежурств и, получив разрешение в деканате на освобождение от занятий, я на месяц переселился на UB4LWC - дежурство стало круглосуточным. Вот кто обеспечивал в то время связь с Арменией и работу в аварийной сети: Виктор Русинов, тогда UB5LGM, Игорь Пыж (UB4LSB), Сергей Махота (UB5LKJ), Сергей Чулаков (UB5LGJ), Андрей Чуча (UB4LRQ) и я, тогда RB5LJX. О нашей работе несколько раз показывали репортаж по телевидению, брали интервью для радио, на станции установили телефон - ажиотаж был сумасшедший. И, в общем-то, во всем этом заслуга Виктора - он был инициатором, идейным вдохновителем и двигателем этого дела: порой казалось, что у него внутри вечный двигатель с огромным запасом энергии и неиссякаемым генератором идей.
В начале января встал вопрос о командировке в Армению, на смену ребятам, работавшим из "горячих точек". Полетели туда мы с Виктором - дело было государственной важности и отправляли нас из Харьковского аэропорта по линии тогдашнего КГБ, а иначе было и не добраться: билетов нет, да и вряд ли пустили бы нас с аппаратурой и громадными ящиками (антенное хозяйство) в самолет. Встречали нас в разбитом аэропорту Звартонц - за несколько дней до нашего прилета там были массовые беспорядки - ребята из UG6GWA, мы у них на коллективке и провели первую ночь. Места там хоть отбавляй, целый этаж занимали, почти до утра общались, Виктор ходил в бильярд играть: я и не предполагал, что на станции бильярд может быть - хорошо, когда места много! А рано утром выехали в Спитак, менять ребят из Свердловска. Январь, мороз, а мы в кузове грузовика под матрацами, чтоб не замерзнуть. У меня сохранился журнал сейсмической обстановки, нас просили его вести, и, что интересно, наши эмпирические ощущения практически всегда совпадали с данными сейсмологов - мы сверялись с Ереваном. Последние две записи сделаны рукой Виктора - я в это время был в рухнувшем городе. Получили позывные .../UG, но в эфире работали мало, в основном сидели в аварийной сети - это все-таки была не DX-экспедиция, а нечто совершенно другое - мы ехали оказывать реальную помощь людям. Жили в палатке, на склоне горы рядом с остатками города, который сильнее всех пострадал в Армянской трагедии. Об этом можно написать отдельную книгу, я же скажу лишь что поставленную задачу по розыску родственников людей, пострадавших во время катастрофы и обеспечению связью мы выполнили в полном объеме.
Встречались, общались с ребятами, работавшими из других районов бедствия - Ленинакана, Кировакана (Юрий Катюнин (UA4LCQ), Михаил Игнатов (UF6FAL), Геннадий Шульгин (nw RZ3CC)...) Много было и армянского коньяка выпито - как говорил Витя, иначе и нельзя, а то ведь можно и свихнуться от увиденного. Сколько всего переговорено бессонными ночами - биографии друг друга к отъезду знали с самого рождения. Маленькая деталь: как оказалось Виктор совершенно не умеет и не хочет готовить, поэтому эту обязанность я взял на себя - Виктор мне сказал: "Ты - моя вторая мама, кормишь меня, поишь..." Должен сказать, что рядом с нами одно время стояли грузинские спасатели и, после их отъезда, на улице осталось больше десятка ящиков с "Нарзаном". В ту ночь мы вскочили от канонады за стеной палатки изрядно перепуганные - попробуй сразу сообрази, что это взрываются замерзшие бутылки с водой...В общем, кофе из "Нарзана" редкая гадость.
Возвращались мы домой через Грузию - на УАЗике проехали через горы - не забуду эти перевалы, серпантины и тоннели. Тбилисские любители должны были взять нам билеты на поезд, однако все перевалы завалило снегом и поезда не ходили, поэтому они взяли нам билеты на самолет, но, так как и с билетами была большая напряженка, то вылет у нас должен был быть недели через три. Все это время мы жили у Миши Игнатова (UF6FAL), замечательного человека и радиолюбителя. Виктор работал от него позывным UB5LGM/UF. С утра мы уходили гулять по Тбилиси и возвращались только вечером. В городе, наверное, не осталось улочки, где бы мы не побывали.
Память о Викторе навсегда останется с нами, с теми, кому посчастливилось быть рядом с этим Человеком с большой буквы с неуемной жаждой жить, кто считал и считает его своим другом.
73! Леонид US3LX
Харьков, февраль 2004 года.