Экспедиция "Черное море 2000" - EM5UIA
о. Лебяжий (EU-180), о-ва Каланчакские (EU-179), о. Полуденный (EU-182)
02.07 - 08.07.2000 г.
Воспоминания Георгия UY5XE
Проведение этой экспедиции явилось как бы логичным завершением десятилетних усилий украинских коротковолновиков по включению островов Черного моря в международную программу "Острова в эфире" (IOТА). Кратко напомню их этапы.
Первый этап (1990-1993 г.). Проведение экспедиций по островам Черного моря под руководством Николая Лавреки (UX0FF, ex:RB5FF) - EK5ZI (90) и 4K5ZI (90,91,92) и Георгия Игнатова (UT1HT, ex:RB5HT) - RY8BI (91), RY9DI (92), RY9TI (92) и UY9TI (93); RYOZ/UB5BAX (91); UR8G (91). Публикуя в радиолюбительских СМИ материалы о проведении своих экспедиций, UX0FF и UT1HT поднимали вопрос о включении островов Черного моря в программу ЮТА.
Второй этап (1993-1997 гг.). В 1993 г. Виктор Русинов (UT8LL, ex:UB5LGM) назначается RSGB IOTA-HQ ассистентом IOТА - программы по СНГ, и, благодаря его усилиям, из Украины начинается реализация IOTА-директорий (сначала только выпуска RSGB IOTA-HQ, а с 1994 г. параллельно и нашей пробной партии переводного русско-английского варианта).
Третий этап (1997-1998 г.г.). Поняв, что единичными усилиями вопроса введения в IOТА - программу Черного моря не решить, по инициативе Президента ЛРУ и активного "охотника за островами" Игоря Зельдина (UR5LCV) в августе 1997 г. при ЛРУ создается IOTA-комитет (вошедший в 1998 г. в состав ЛРУ но правах коллективного члена) в составе: председатель UT8LL, зам. председателя UT7WZ, секретарь UR4LTX и члены комитета - консультанты UR5LCV и UY5XE.
Заключительный этап (1998-2000 г). Наш IOTA-комитет начинает планомерную и методическую "обработку" штаб-квартиры дипломной программы IOТА. В начале 1999 г. мы получаем право на выпуск своей версии IOТА - директории, что к середине года мы и делаем. В июне 1999 г становится ясно, что вопрос включения Черного моря в IOТА - программу решен положительно, но необходимо ждать 2000 г., в котором будет кардинально изменен и дополнен список островов. В апреле 2000 г. IOTA-комитет при ЛРУ принимает решение организовать в начале июля экспедицию. Во время майского заседания Исполкома ЛРУ готовится и направляется соответствующее ходатайство в Укрчастонагляд. Причем выбирается "нейтральный" позывной сигнал организации, ответственной за его эксплуатацию (ЦСТРК ТОСОУ) - EM5UIA. Первая буква суффикса соответствует Киеву, а весь суффикс - аббревиатуре, уже ставшей популярной среди коротковолновиков мира, дипломной программы UDXPF ("Острови України" - Ukrainian Island Award (UIA)). Впоследствии данный позывной могут по поручению ЦСТРК использовать и другие экспедиционеры без особых хлопот на его оформление (в Украине уже имеется положительный опыт периодического использования спецпозывных, оформленных и закрепленных на постоянной основе под эгидой штаб-квартир ЛРУ/ЦСТРК: EM5DXC, EM5DIG, EM5U и др.).
Получив 28 июня от UT8LL информацию о выезде экспедиции из Харькова рано утром 1 июля, я "резко" сажусь 2 июня в харьковский поезд. 30-го утром на вокзале меня встречает UR5LCV, и сразу же начинаем еще раз перепроверять все необходимое для поездки. В этом нам активно помогают харьковчане: Владимир Моргуль (UR5LAC), Вадим Марцын (UR8LA) и Олег Сатырев (UR8LV), а так-же выезжающий с нами на первую группу островов Сергей Сало (UY1LA), который по заданию телекомпании "ПРИВАТ-TV" будет снимать видеофильм (когда готовился данный материал, по каналу ICTV в период с 15 по 19 июля в программе "Витражи" уже 3 раза был показан пятиминутный видеоклип).
Вечером у Игоря дома встречаемся с Виктором, который привозит полный список островов, вошедших в три группы украинских островов, включенных в новую редакцию IOTA-Directory 2000. На вышеприведенную фразу о полном списке островов хочу обратить внимание читателей. Дело в том, что на интернетовском сайте RSGB IOTA-HQ с 18 июня появился новый список островов с одним существенным нюансом (касательно именно групп, а не единичных островов) - в нем были опубликованы только названия групп островов (без приведения конкретного перечня островов, входящих в данную группу). Видимо, это небольшая хитрость англичан - чтобы охотники за островами поактивней выкупали печатный тираж новой IOTA-директории. Виктор привозит с собой и комплект подробных туристических карт намеченного нами маршрута - АР Крым, Херсонская, Николаевская и Одесская области (подробный их анализ позволил мне в настоящее время существенно дополнить список островов дипломной программы UIA). По всем нашим ориентировочным домашним прогнозам (анализ анонсов в вышедших электронных бюллетенях 425DX NEWS, OPDX и непосредственно самого эфира) мы должны были получить на эту группу островов (острова АР Крым - Лебяжьи о-ва и о. Тузла) условный номер EU-179, т.к. вечером перед выездом из Харькова мы уже слышали работу в эфире под последним очерёдным номером EU-178 эстонской экспедиции на один из островов Балтийского моря (ES1QX/8). Но при первых наших QSOs c Лебяжьих островов нас позвал Мирослав Лупий (UT7WZ) и сообщил, что вчера вечером на 15 м этот номер уже был присвоен экспедиции Юрия Турбеля (UR5ZEL/P) на о. Березань, который входит в группу островов Херсонской/Николаевской областей - Бабин, Березань, Долгий, Каланчакские о-ва, Орлов и Смоленые о-ва. Для тех, кто собирается осваивать новые острова, нелишне упомянуть существующий порядок присвоения новых условных номеров - за ходом работы конкретной экспедиции внимательно следит руководитель программы G3KMA. Услышав, что она провела уже более 200 QSOs с корреспондентами 10 стран с трех континентов, он зовет экспедицию и, проводя свое QSO, поздравляет с активизацией данного острова и сообщает его условный номер. А чтобы экспедиция была засчитана, необходимо после ее окончания (особенно по NEW ONE и с некоторых редких и далеких островов) представить в штаб-квартиру ЮТА доказательства посещения данного острова. Такими доказательствами, например, могут быть фото показаний GPS по координатам местонахождения экспедиции, справка капитана корабля о высадке на данный остров, визы, билеты, всевозможные квитанции и, конечно, кино- и фотоматериалы.
Рано утром 1 июля загружаем свое имущество в "бусик" "FORD-transit", который выделила фирма "Интер Ами", где Виктор работает и которая является нашим многолетним помощником в организации экспедиций (например, TAO/UY5XE - YM0I в 1994 г.), и берем курс на Крым. Постоянно включена "двойка" для связей с любителями, проезжаемых нами городов. На трассе за Запорожьем нас поджидает Владимир Латышенко (UY5ZZ) с супругой Наталкой и постоянным его дорожным спутником - обаятельной собакой. А делая небольшую остановку в Мелитополе, встречаемся с Павлом Гузенко (UY5YY).
Во второй половине дня под Джанкоем заезжаем к старинному другу Виктора Василию Бондаренко, в доме которого быстро обедаем, и едем дальше. Виктор пересаживается к Василию в его джип, который будет следовать с нами по всему маршруту экспедиции, а место штурмана в "бусике" занимаю я. Знаю по своему опыту, что водителю удобней и лучше, когда кто-то находится рядом и постоянно с ним общается.
К вечеру прибываем в пос. Портовое и останавливаемся в пансионате на берегу моря. Этот пансионат станет материковой базой нашей команды на несколько дней пребывания в Крыму. Пока мы размещаемся и готовимся к ужину, Виктор с Василием на джипе сразу уезжают к руководству местной администрации и заповедника (на водной акватории которого находятся нужные нам для посещения Лебяжьи острова) для завершения переговоров по получению разрешения на посещение островов (предварительно их уже проводил выезжавший сюда самостоятельно Василий). Через час они возвращаются - все нормально, и завтра в 9 утра нас ждет на берегу катер "Прогресс". Утром подъезжаем к берегу. Уточняем, что переброска нашего имущества возможна только двумя ходками. Загружаем в первый рейс основной груз и Сергея с его кинооборудованием. До самого большого острова (его местное название - "Остров N 5", длина - 300...400 м и ширина - 100...200 м) из этой группы около 4 км. Часа через полтора катер возвращается за оставшимися. Подъезжая к острову, видим, что Сергей нас снимает на видео. Быстро выгружаемся, проводим рекогносцировку территории и начинаем растаскивать по местам свое имущество. Быстро устанавливаем первое рабочее место (IC-756 и антенну R7), и Виктор выходит в эфир. Начинается всем знакомый pile-up под непрерывный крик тысяч чаек, покой которых мы нарушили своим присутствием. Они смолкли только с заходом солнца. Приступаем к подготовке второго рабочего места (TS-940 и антенны A3S), и еще через два часа в эфире уже звучит наш позывной сразу на двух диапазонах (если на одном работаем SSB, то на другом - CW). Учитывая, что наш генератор "Sparky" (производства США болгарской сборки: 1,7 кВт, 30 кг, расход бензина - 1 л/час) новый, через несколько часов работы объявляем в эфире о вынужденном перерыве, выключаем его и производим необходимую по инструкции замену масла. UT8LL на острове находит "точку", с которой срабатывает его "мобильник", и дозванивается до G3KMA, которому вкратце рассказывает про обстановку на острове, что сфотографированы показания его географических координат (которые через несколько минут после включения, проанализировав данные по 7 спутникам, на своем экране зафиксировал взятый им с собою в экспедицию GPS). Почти через 4 часа нашей работы (в 15.25 UT), когда в логах двух рабочих мест было уже около 600 QSOs, ко мне на 20 м SSB "подходит" G3KMA и, поздравляя нас, сообщает о присвоении этой группе островов условного номера дипломной программы IOТА- EU-182. (В ажиотажной обстановке первых часов пребывания на острове только к ночи заметили, что здорово обгорели ноги). Сергей постоянно ходит по острову с кинокамерой, попеременно снимая то наши рабочие места, то природу острова, и только глубокой ночью ему удается, как говорят, "отвести душу" - поработать телеграфом на 18 и 7 МГц. Параллельно с киносъемкой "щелкает" и фотоаппаратом. Эфир, что называется, гудит, т.к. в это же время работает другой NEW ONE - 5I3A (AF-087). Следующий день и ночь проходят для нас в обстановке, с которой уже свыклись - непрерывный pile-up в эфире и дневной крик чаек. В основном работаем на 14 и 21 МГц. Не забываем и про 18 и 28 МГц. Включив свою "болтушку", регулярно работаю с местными укавистами через Скадовский репитер. Утром 4 июля, увидев идущий за нами катер, сворачиваемся. Забираем с собой для доставки на материк и несколько полиэтиленовых мешков с накопившимся мусором - таковы экологические требования при посещении заповедника. К обеду все имущество уже на материке. Принимаем решение остаться в Портовом до утра - принять душ, расслабиться и хорошо отоспаться, т.к. неизвестно, что нас ждет впереди.
Встали в 7 утра, быстрый завтрак - и в путь. Через 4 часа, въехав в Херсонскую область, прибываем в порт Хорлы. Слева хорошо видны Устричные острова, расположенные в километре от берега (непонятно, почему они не включены в данную группу островов по программе IOТА). Спускаемся к берегу. Виктор с Василием идут на переговоры о возможности нашей транспортировки и решают вопросы с пограничниками. Выяснив, что мы планируем оставаться на Каланчакских островах на ночь, начальник погранзаставы забирает на период выезда наши паспорта. Учитывая, что до островов около 7 км хода, что на берегу всего один катер "Прогресс" и что этой группе островов несколько дней назад уже был присвоен условный номер EU-179 принимаем решение работать с них "усеченным вариантом" - взять с собой только одно рабочее место (TS-940 и R7) и самоесамое необходимое.
Пока идет подготовка катера, мы плотно заправляемся в прибрежном кафе, после чего загружаемся и выходим в море. В начале и в конце рейса (на протяжении 1...2 км пути, каждые 5...10 мин.) подвесной мотор катера работает с перебоями и регулярно глохнет - в воде обилие плавающих водорослей, которые периодически наматываются на винт. Через час хода причаливаем к самому крупному и самому южному острову из этой труппы. Стандартые экспедиционные операции - и через час EM5UIA в эфире. По ходу сборки и установки антенны и оборудования рабочего места добавляем с Игорем новую изрядную дозу солнечного "обгара" (на следующий день, проезжая через Николаев, пришлось для Игоря приобретать в аптеке специальную мазь от ожоговых волдырей). Несмотря на то что эта группа островов уже 6 дней как имеет свой условный номер, в эфире "свалка". Слышны знакомые голоса и позывные иотовских фанатов. С наступлением темноты начинает резко ухудшаться погода - со стороны материка поднимается сильный ветер и начинает накрапывать дождь. Но самое главное - к нашему освещенному рабочему столу (а точнее - под его защитный зонтик) устремляются и набрасываются на оператора полчища всепроникающей мошкары. Шкалы трансивера почти не видно, забиваются все органы обоняния... Через час, сначала на западе, слышим раскаты грома и видим сверкание молний. Начинается ливень. В темпе в эфире объясняем возникшую ситуацию, "вырубаем" генератор, отключаем трансивер и вместе с ним забираемся в палатку. С берега на "двойке" нас зовет обеспокоенный Василий и запрашивает обстановку, предлагает нам экстренную эвакуацию и т.д. Мы говорим, что все нормально, и остаемся на острове по плану до утра. Ураган (утром на материке узнаем, что он натворил много бед во многих областях Украины) постепенно перемещается на восток, и через час-полтора все стихает. Выбираемся из палатки, подключаем трансивер, запускаем генератор - и снова традиционный pile-up. Отмечаем, что с уходом урагана пропала и мошкара. Видимо, это было связано с дождем. В семь утра за нами приходит катер.
К девяти утра все имущество перегружаем в машины. В номере гостиницы, где ночевала наша группа сопровождения, принимаем душ, завтракаем и снова отправляемся в путь - на последнюю группу островов. Во время движения с UR5LCV проводим беглый анализ работы из EU-180 и EU-179 (количество связей и стран, кто были нашими корреспондентами и т.д.). Отмечаем, что, вроде, всех жаждущих новых островов мы "накормили" (включая и наших). Дело в том, что многие активные IOТА'вцы СНГ (UA6AF, UT7WZA и др.) и даже просто те, кто хотели провести с нами QSO (например, UXOFF и некоторые львовяне и харьковчане), перед нашим выездом переживали и высказывали предположение, что на ВЧ-диапазонах им (из-за относительной близости к нам, наличия у нас полевых антенн и выходной мощности 100 Вт) будет проблематично провести с нами QSO. Анализ же показал, что все они провели с каждым островом связи даже на нескольких диапазонах. Следует отметить, что во время самой работы в эфире, а особенно при просмотре логов были отмечены позывные "умников". F6ЕLЕ, IK8DDN и др., которые умудрялись провести с нами по 8...12 QSO с каждого острова (даже по несколько связей на одном диапазоне одним видом излучения). Во второй половине дня, проезжая Одессу, на 2 м оговорил с Володей Грищенко (UT0FT) вопрос приобретения мне билета на поезд до Львова. Черёз час, проезжая Каролино-Бугаз, провел QSO со своим земляком Юрием (UY1WV/a), а проезжая Затоку - и с бывшим львовянином Владимиром Чумаченко (UX1HY), который пригласил меня на обратном пути посетить пансионат, где он летом работает. К вечеру наша колонна прибыла в г. Вилково. Выяснив, что катер проще всего зафрахтовать через туристическую фирму, возвращаемся назад в Приморское. Василий с Виктором заходят в офис турфирмы на переговоры. Там объясняют, что нам на сутки надо попасть на один из островов этого региона - Анкудинов, Очаковский, Песчаный, Полуденный или Стамбульский (входящий также в эту группу о.Змеиный расположен относительно далеко в море, и возможность его посещения еще до начала экспедиции нами не планировалась). Директор фирмы сказал, что самый удобный вариант - это посещение о.Полуденный, на котором есть небольшой причал, сторож, помещения, и на который практически ежедневно на несколько дневных часов (с 12 до 15) привозят небольшие тургруппы. Причем всем посещающим остров предоставляется возможность отведать уникальной ухи, хорошего вина и настоянного на многих травах чая (этот своеобразный обед входит в стоимость групповой турпутевки, т.е. фрахтовки катера).
Решив все организационные вопросы по завтрашнему рейсу (оформив коллективную туристическую путевку на остров, что одновременно является и погранпропуском), рядом же в пансионате останавливаемся на ночлег. Сели ужинать на веранде, но пришлось его завершить через 5 минут подверглись комариной атаке. Отбиваясь от комаров, не заметили, как к нам подошел администратор пансионата и вручил для каждой снятой нами комнаты электрический "Раптор" (производства то ли китайского, то ли турецкого, то ли местного кооператива). Игорь, зная что на островах дельты Дуная обилие плавней, просит администратора продать нам такой же, чтобы взять с собой. Через несколько минут он за 10 гривен становится его обладателем (правда, уже на острове, обнаруживаем, что он не работает - hi).
Рано утром снова приезжаем в Вилково, на базаре которого докупаем все необходимое - овощи, хлеб, сигареты и т.д. Наш водитель Сергей приобретает широко рекламируемый по TV гель-дезoдорант от комаров фирмы "J&J;" (впоследствии оказывается, что его "благоухание" их только привлекало еще больше). Оставляем на причале под охраной наши машины и полным составом садимся в ожидавшее нас судно - 20-местный прогулочный катер с тентом румынского производства типа "Магуна" (4-тактный дизель, "плоскодонка" - специально для мелких водоемов: "просадка" при полной загрузке - 30...50 см, винт по глубине не выступает за плоскость дна корпуса и снизу защищен специальной пластиной). Минут двадцать медленно "ползем" по мелкому мутному Белгородскому каналу, который разделяет примерно пополам Вилково. По берегам - обилие деревьев и кустов, каких-то вьющихся лиан. Туда-сюда снуют всевозможные лодки, купаются дети, люди ходят вброд, с берега женщины моют посуду, полощут белье и т.п. (по ходу удивляемся отсутствию у местных жителей каких-либо кожных и кишечных заболеваний). Пейзаж чем-то напоминает южноамериканские поселения в джунглях из передач Юрия Сенкевича. Делая правый поворот, вплываем в Стамбульское гирло, и катер прибавляет ход. Минут через тридцать - снова правый поворот входим в канал по левому берегу, которого начинается наш остров, и пройдя около 500 м, около 9 часов утра причаливаем к маленькой пристани. Нас встречают сторож и две поварихи (они прибыли из Вилково за несколько часов до нашего приезда, прихватив с местного базара больших карпов и сазанов и другие компоненты будущей ухи). Быстро уточняем все вопросы по дислокации наших рабочих мест и начинаем уже третий за эту неделю их монтаж. Первое рабочее место (IC-756 и R7) выходит в эфир в 08.33 UT на традиционной частоте 14,260 МГц. Виктор начинает "разгребать" стандартную "свалку", а все остальные устанавливают мачту для подъема "яги" и оборудуют второе место. В 11 часов хозяйки приглашают нас в павильон-столовую для обеда. Отдаем должное - уха на 110% соответствует полученной вчера вечером на турфирме рекламе. Поджимает время - через час приедут туристы, а нам к этому времени надо все запустить полностью, предусмотреть отсутствие несанкционированного проникновения детей к антеннам, генератору, убрать весь оставшийся инструмент, такелаж, бензин и др. имущество. Только подменил Виктора, как ко мне подходит G3KMA. Даю ему рапорт и сразу же информирую, что в логе этого рабочего места еще меньше 200 связей (что не дает G3KMA возможности присвоить этой группе островов условный номер), а второе рабочее место вот-вот заработает. Буквально через несколько минут стали прослушиваться телеграфные щелчки нашего позывного (Игорь начал работу на 21 МГц). Роджер, видимо, остается на нашей частоте слушать и в 10.30 UT снова меня зовет и сразу же сообщает, что он принимает уже два наших сигнала с высокой оперативностью, слышит, что мы уже провели свыше 250 QSO (только в этом логе их было уже свыше 270) со станциями 4-х континентов и выдает нам номер EU-182 (мы именно его и ждали, т.к. несколькими часами раньше болгарская экспедиция уже получила предыдущий номер). Об этом сразу же сообщается Игорю. Чувствую его досаду, т.к. только я "срываю оба кайфа" этого торжественного момента нашей экспедиции - получения условного номера. Понимаю, что Игорю, находясь первый раз в такой экспедиции, не приходилось своей рукой отмечать в логе полученный номер (мы с Виктором это испытали ранее, будучи участниками экспедиций NEW ONE по ЮТА: EU-119 - 4КЗМI'90, AS-086 - 4К4I'91 и AS-104 - 4K4N'93). После обеда темп связей резко возрастает. Проводим по 150...180 связей в час (с первого и этого острова он периодами доходил и до 200...220). У Игоря на 14 МГц SSB просто "свалка", и ему приходится работать "по цифрам", да еще и "up 5-7". Через пять часов, как только начало темнеть, его трансивер TS-940 резко "вырубается". Предполагаем, что это последствия всепроникающей мошкары с предыдущего острова, которая могла набиться внутрь трансивера через ветиляционное отверстие. Решили в темноте не рисковать его разбирать и искать причину. Быстро перетаскиваем под "ягу", его рабочей позиции IC-756, и Игорь продолжает работу. В любом случае его трансивер, отработал на "отлично" (практически 50% из всех суммарных 8600 QSOs) в таких климатических условиях.
В эфире слышим, как активно зовут и другие европейские экспедиции (лично для меня и UR5LCV NEW ONE) - сразу несколько разных LZ (EU-181) и YP1W (EU-183). Мы кусали локти, т.к. принимаем их на 3...4 балла (уж очень близко они от нас находятся), и на фоне их pile-up к ним сразу пробиться практически невозможно, а тратить на это много времени нам непозволительно - нас, как говорят, "не поймут".
Наступает ночь, и с нею появляется новая проблема - комары. Такое впечатление, что на "свежее мясо" они слетелись со всей округи. Снимаем зонтик (под ним обнаруживаем их роящийся слой толщиной 5 см по всей плоскости тента) и относим его оставшуюся стойку с закрепленным на ней электроосвещением рабочего места на оптимальное расстояние - как можно дальше от стола, но чтобы еще была возможность ведения лога. Помогает мало. Достаем припасенный Игорем вентилятор, который комаров чуть-чуть отгоняет хотя бы от лица. Правда, руки и остальные части тела (даже через одежду) безжалостно ими жалятся. Радует и немного отвлекает от этой муки отличный проход на американцев. Сквозь них прорываются VK9NS и ZL1ARY, которые нас благодарят за возможность получения сразу трех новых островов в свои IOTA-рекорды. Аналогичные благодарности получаем и от наших постоянных коллег по IOТА-программе - 9А2АА, F9RM, GM3ITN, I1JQJ, l1ZL, I2YDX, IT9GAI, K9PPY, N0ISL, W1CU, W1NG, W9DC, WD8MGQ, VE3LDT и многих других.
Наступает утро, прохождение немного ухудшается, а с ним - и активность. Но особо мы не расстраиваемся. Задача нами выполнена - практически все, кому были нужны связи с нами, это сделали. Начинаем потихоньку сворачиваться и готовиться к приходу катера. Стаскивая имущество на пристань, видим, что и у Василия с Сергеем был неплохой "свой проход", т.к. в ведре плещется их улов - пара приличных сомиков, большой окунь... Мы свой "КВ-улов" забираем домой, а они свой относят на кухню. Сегодняшняя уха будет еще более наваристой! Днем прибываем в Вилково и в последний раз за эту неделю перегружаем свое имущество в машины - и домой!
Ближе к вечеру, в Затоке, меня на трассе встречают UY1WV/а и UT7FV. Быстро прощаюсь с членами нашей команды, им еще почти сутки добираться до Харькова. Я же уже имею билет на завтрашний поезд из Одессы до Львова...
Приведу основные технические итоги экспедиции EM5UIA: EU-180 (для UIA BS-12) [Lebyazh'yi Is.]: 2-4.07 (11.28-04.59 UT - 43 ча-са); 4500 QSOs, 96 "стран"; - EU-179 (для UIA BS-08) [Kalanchakskiye Is.]: 5-6.07 (11.43-03.52 UT - 15 часов); 1700 QSOs, 57 "стран"; - EU-182 (для UIA DU-01) [Poludenyi I.]: 7-8.07 (08.33-08.25 - 24 часа); 2400 QSOs, 74 "страны".
Надеюсь, что теперь, когда нашими общими усилиями украинские острова введены в программу ЮТА, резко повысится интерес мировой сообщности коротковолновиков к украинским островным экспедициям.