top of page

о.Правды - 4K4N (AS-104) и о.Диксон - 4K4D (AS-005)

30.05-08.06.1993 г.

Воспоминания Георгия UY5XE

 Потерпев неудачу с экспедицией на острова Северного Ледовитого океана в прошлом году по традиционным для текущего времени причинам, мы надеялись, что нам удастся попасть на них в этом году. Главное, что предстояло сделать, - это найти спонсора.

   Эта задача оказалась разрешимой. Спонсором выступила харьковская кампания "ИнтерАМИ" (президент Павел Науменко), которая выделила нам сумму с шестью нулями. И как говорится, "машина закрутилась''. Сообщили свои планы нашему главному координатору и гостеприимному хозяину Петру Кострову (4К4ВEU). Начали собирать команду. По традиции в нее вошли автор этих строк и харьковчане Виктор Русинов (UB5LGM) и Юрий Анищенко (UY5OO). По договоренности с Роджером Белистером (G3KMA), достигнутой во время посещения UB5LGM лондонской "иотовской" встречи, в состав экспедиции был включен Андрей Шоу (G0HSD). Московским администратором экспедиции стал Андрей Чесноков (UA3AB), который взял на себя все организационные вопросы, связанные с приобретением билетов, транспортировки приезжающих членов команды в Москву, отправки в аэропорт и т.д.

 

   25 мая в Москве мы все собрались в Москве и ночью следующего - дня самолетом авиакомпании "Трансавиа" вылетели в Норильск - первую промежуточную точку экспедиции. Сели в самолет без волнений - продукты закуплены, аппаратура есть и, главное, благодаря нашим коллегам по увлечению из Союза радиолюбителей России мы оперативно оформили лицензию на работу с северных островов.

   Через три с половиной часа приземлились и узнали, что в этот день на Диксон - еще один наш промежуточный пункт нам улететь не удастся - нет билетов. "Пошло в ход" ходатайство журнала "Радио" с просьбой о содействии нам. Прочитав его, аэропортовское начальство пообещало отправить нас завтра.

   Устроившись в гостиницу, мы "выкинули" в окно кусок провода в качестве антенны, включили трансивер и связавшись с Москвой, сообщили о нашем месте пребывания. Сходили в магазин и купили в пакетах молоко. Андрей очень удивился, что пакет стоит всего около цента, о чем сразу сделал запись в своем путевом блокноте. Правда, когда ему объяснили, что месячная зарплата у многих 10 - 15 долларов, он понял, что молоко не так-то и дешево.

   Утром 27-го, за полтора часа на ЯК-40 мы добрались до Диксона. Кстати, моим соседом в самолете, как выяснилось в самый последний момент, оказался радист с мыса Желания, имеющий дома позывной UA3NDO. Спускаясь с трапа, случайно встретили еще oдного коротковолновика - Александра UB5KGB/4K4, работающего радистом на полярной станция о. Вилькицкого. Он отправлялся в отпуск на материк и шел к самолету с надеждой договориться с экипажем улететь с ними. Пока выгружали свой 150-килограммовый груз подъехал на уазике 4K4BEU и отвез нас в здание, где располагалась эскадрилья вертолетов МИ-8 и где нас ожидал ее командир, с которым необходимо было решить все вопросы, связанные с доставкой экспедиции на группу островов Продолговатый. За традиционными чашками чая (а его в Заполярье пьют постоянно и много - мы и сами не заметили, как за время экспедиции "уговорили" полукилограммовый пакет индийского напитка) выяснилось, что наших денег хватит только на полпути. Но войдя, как говорят, "в ситуацию", нам пообещали решить нас вопрос.

   Дожидаясь решения своей судьбы в аэрофлотовской гостинице, развернули аппаратуру, поставили две антенны (11 метровую GP и трехэлементную YAGI на два диапазона). Выходим в эфир на частоте IOTA. Нас, 4К4D, сразу зовут наши постоянные корреспонденты G3KMS, I1HYW, F9RM, GM3ITN, G3AAE и многие другие. Все интересуются, когда мы вылетим на остров Продолговатый и острова Арктического института, сколько времени будем работать с каждого из них. Сразу отвечаем, что уточненную информацию передадим сразу, как получим "добро" от летчиков.

   Вечером в гости пришли местные коротковолновики Александр (4K4BAT) радист авиаотряда, Василий (4K4BEM) механик дизельной электростанции, Саша (4K4BG) - радист местной радиостанции и Евгений (4K2MAL ex UB5MAL) - радист с острова Хейса, направляющийся домой в отпуск.

   На следующий день пошли в авиаотряд, где нам сказали, что учитывая наши скромные финансовые возможности, нас смогут "подцепить" к рейсу остров Диксон - мыс Челюскин и высадить на полярной станции острова Правды, расположенного в группе островов Продолговатый. Обратно заберет через сутки. В нашем распоряжении было несколько дней для подготовки.

   Утром начал подозрительно кашлять G0HSD. Перед сном после консилиума Андрюхе (это присвоенное нами имя ему очень понравилось, о чем он впоследствии сам всем говорил) пришлось ставить горчичники, натереть тело спиртом (благо мы запаслись им еще в Москве) и насыпать в носки горчичный порошек. Завершило процедуру принятие таблетки олететрина. Как выяснилось впоследствии, диагноз и методика лечения оказались верными.

   Объявив в эфире, что стартуем с Диксона 1 июня около 02UT и начнем проводить QSO через 6-8 часов. Уезжая на аэродром вахту 4K4D передаем 4K4BAT и 4K4/4K2MAL, чтобы на всякий случай иметь канал связи.

   Просидев в аэропорту часа полтора (задержки по метеоусловиям), начинаем волноваться. Больше всего нас беспокоит состояние коварного заполярного эфира - хорошо помним, как два года назад во время экспедиции 4К4I эфир неожиданно замолк на трое суток. Но наконец мы летим. 4K4BEU, проведя свои служебные радиосвязи, дает нам послушать радиолюбительский эфир, и тут мы успокаиваемся - с эфиром все нормально.

   Через три с небольшим часа полетного времени, миновав остров Нансена, мы увидели "наш" остров и на нем полярную станцию. Нас встречает ее начальник - молодой парень Сергей. Неподалеку стоит его супруга - Света. Мы уже знали, что на "полярке" всего два человека (вместо семи по штату). Кстати, такая ситуация практически на всех заполярных точках и на многие нужны радисты. Может кто-то из прочитавших этот материал предложит свои услуги Диксонскому гидромету?

   Быстро выгружаемся, знакомимся и принимаемся за дела: решаем, где поставить антенны, в каком из предложенных помещений будет наш "шэк". Тем временем экипаж, выпив свой традиционный чаек "уходит" по дальнейшему маршруту, а мы, отказавшись от предложения хозяев "полярки" отдохнуть, кидаемся в полном смысле этого слова разворачивать аппаратуру (рабочий трансивер IC-720, запасной - FT-725GKII, РА на ГУ74Б). Из антенн в первую очередь решили ставить 11-метровый GP.

   Думаю всем понятна наша спешка - не терпится выйти в эфир, да и нас там ждут сотни фанатов-иотовцев. Ведь - NEW ONE !

   За трансивер садится G0HSD. Ему по праву гостя нашей команды предоставляется возможность "распечатать" остров. В 10.20 UT включен трансивер, и сразу на частоте 14260 кГц слышим, как W4BGA и несколько европейских станций "держат" частоту. Андрей дает: "СО... 4K4N". В ответ - тишина. Еще раз: "CQ". Снова тишина... Мы в недоумении... И вдруг частота "взрывается". Первая QSO проведена с американским "сторожем", следующая с европейской станцией. Начался Pile Up.

   Видя, что все идет нормально, успокоились и, оставив G0HSD одного, вышли на улицу собирать "Yagi". После ее подъема вернулись в "шэк", заканчивалась часовая смена работы в эфире Андрея. Кто сядет за станцию следующим? Это право мы разыгрываем на спичках.

   Нас постоянно зовут в эфире. Первые 6 часов темп держится в пределах 120 - 140 связей в час. Через 40 мин после нашего выхода в эфир к нам "подошел" Роджер Балистер (G3KMA) и передает, что острову присвоен номер "AS-104". (По регламенту программы IOTA этот ритуал происходит после проведения 50 QSO с корреспондентами не менее 5 стран).

   Постелено темп начинает падать. С одной стороны мы уже "дали" остров многим иотовцам, с другой сказывались условия прохождения радиоволн: с Европой работать уже поздно, а с Америкой еще рано. Пошли повторные QSO, во время которых у нас интересовались относительно работы с других островов. Ничего конкретного в ответ не говорим, но сами все больше склоняемся к тому, что вряд ли нам удастся еще куда-нибудь вылететь с базы (проблема с финансами - деньги остались только на питание, на возвращение домой и небольшой НЗ).

   Быстро летит время. Завершаются сутки нашего прибывания на острове. Получили радиограмму с борта возвращающегося за нами вертолета. 4K4BEU сообщил время посадки на остров. Быстро сворачиваемся, упаковываем наше имущество и успеваем допоявления вертолета подвести предварительные итоги. Мы провели около 1800 связей с корреспондентами из 64 стран (по списку диплома DXCC). Больше всего впечатлений от экспедиции у Андрея. Да это и понятно - он первый английский коротковолновик, побывавший в этом секторе Заполярья.

   Приземляемся ночью в лучах яркого солнца (ведь стоит полярный день) и сразу отправляемся в гостиницу и заваливаемся на сутки спать - сказывается предыдущее напряжение и усталость. После отдыха направляемся к вертолетчикам и, как предполагали, узнаем, что больше полетать нет возможности. Покупаем дефицитные билеты в обратную дорогу до Норильска - от него до дома билеты были приобретены еще в Москве. Думаем, чем заняться в оставшиеся пять дней. Андрея взяла под свою опеку молодая местная семья. Для ее главы - диспетчера аэропорта - представилась хорошая возможность совершенствовать свой английский язык. А мы ставим две GP и по ночам работаем в эфире (в другое время нельзя - помехи телевидению). Днем отсыпаемся, ходим в гости к местным радиолюбителям, изучаем подшивки журналов, которыми нас снабдил Александр (4K4BAT). В один из вечеров он пригласил нас на природу - среди камней "закатываем" отменный олений шашлык, отмечая таким образом окончание нашей экспедиции, а заодно и уход Петра (4K4BEU) в отпуск...

   Принимаем коллективное решение - оставляем 4K4BEU нашу мачту, "Yagi" Андрея, а Петр взамен обещает приложить усилия для выхода в эфир с новых и ранее малоактивных островов. Быстро составляем для него программы "минимум" и "максимум". В первую входят о-ва Арктического института и архипелага Нортшельда, а во вторую - к ним добавились о. Сергея Кирова, о. Уединения и о. Ушакова. Об этом сообщаем в эфир покидаем о. Диксон. А про себя отмечаем, что и у нас будет возможность записать в свои логи QSO с редкими островами по программе IOTA.

   Взлетев в самолете на Норильск, прощаемся с Заполярьем, а в душе у нас теплится надежда еще раз попасть в этот прекрасный уголок планеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

bottom of page